Авангардный джаз: развитие и специфика

Авангардный джаз: развитие и специфика


«Авангард существует во имя противостояния популярному и тому, что носит сугубо коммерческий характер…»

Роберт Макки, теоретик искусства и сценарист

Новаторская джазовая музыка, возникшая в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия, очень близкая по звучанию к фри-джазу, представляла собой смешение авангардного саунда с элементами традиционного джаза. Это и был авангардный джаз – одно из самых мощнейших музыкальных явлений ХХ века.

Словно вспышка

Майлс Дейвис - легенда авангардного джаза
Майлс Дейвис - легенда авангардного джаза

На развитие авангардного джаза в мировых масштабах повлияла такая яркая и колоритная личность, как Джон Колтрейн. Этот великолепный джазовый музыкант стал по-настоящему значительной фигурой в истории джазовой музыки, оказавшей влияние на школу импровизации и, в частности, на авангардный джаз.

«Моя основная цель – жить духовной жизнью и выражать это в своей музыке. Я верю, что, если жить именно так, то можно играть легко, ведь музыка становиться частью такой жизни. Музыка находится очень, очень глубоко в нас. В каждом из нас. Моя музыка – это выражение опыта, веры и моего естества…» - эти слова Колтрейна лучше всего характеризуют его творчество.

В 1940-е годы этот музыкант был мало кому известен и играл в основном в небольших оркестрах. Но в 1955 году Джон Колтрейн становится частью популярного на тот момент коллектива Майлса Дейвиса (к которому мы еще вернемся чуть позже). Но это был лишь этап. Через некоторое время сотрудничество Майлса и Джона прекращает свое существование. К началу 60-х годов Джон Колтрейн начинает сольно создавать музыку, определяющую его дальнейшее творчество. Так на свет появляются самые легендарные его альбомы A Love Supreme, Giant Steps, Africa/Brass и Coltrane Jazz. Эти произведения стали хрестоматией для изучения основ авангардного джаза. А альбом A Love Supreme получил 2 номинации на премию «Грэмми» и стал самым продаваемым его творением.

Avante-Garde

Авангардный джаз, появившись в 1960-е годы, отличался неистовым стремлением освободить традиционный джаз от «оков», и тем самым усилить гармонию ритма. Это направление стало опираться на кардинально новые средства музыкальной выразительности в джазе, появились необычные, ранее неизвестные технические приемы. «Когда нет четких рамок, появляется большее пространство для плодотворного творчества, для поиска новых граней звучания» - говорили многие исполнители авангардного джаза. И они оказались правы.

Это великий музыкант, любовь к которому живет в сердцах миллионов людей по всему миру, дожил лишь до 41 года. Его карьера была подобна вспышке, яркой, мощной, но короткой. Став популярным в 33 года, Джон Колтрейн и сейчас является одной из самых гениальных личностей джазового мира. Кроме этого он был причислен к лику святых православной африканской церковью гарвиитов.

Противоречивый и гениальный

Любовь к гениальным композициям Джона Колтрейна по сей день живет в сердцах поклонников джазовой музыки
Любовь к гениальным композициям Джона Колтрейна по сей день живет в сердцах поклонников джазовой музыки

Застенчивый мальчик, живущий в Иллинойсе – штате, где часто гостят торнадо и грозовые тучи, мечтающий стать академическим исполнителем и самым талантливым джазменом, добился всего, чего хотел. Весь мир узнал великолепного музыканта, имя которого – Майлс Дейвис.

Этот человек стоял у истоков развития различных направлений джазовой музыки – cool jazz, модальный джаз, fusion и авангардный джаз. Его великие работы раз и навсегда определили эталон звучания джаза для трех поколений меломанов.

Творчество Дейвиса дает возможность проследить динамику развития актуальной джазовой музыки, начиная от бибопа (конец 40-х годов ХХ века) до современных экспериментальных ниш и стилей.

По сравнению с другими джазменами, Майлс Дейвис никогда не ограничивал себя одним конкретным стилем. Слушателям он полюбился как раз тем, что охватывал невероятную широту звучания. Многогранность его таланта подчеркивали многие критики и знатоки джаза. А Дюк Эллингтон сравнивал его умение созидать с творчеством Пикассо. Музыка Майлса Дейвиса противоречива и, при этом, бесконечно насыщена. В последствии это стало его визитной карточкой.

Карьера Дейвиса была сложной и неоднозначной. В 50-х он увлекся наркотиками и не появлялся на джазовой сцене четыре года. Такие «выпады» случались и позднее. Но все же новый виток популярности не заставил себя долго ждать. В конце 60-х Дейвис решил поэкспериментировать с электроинструментами, попав под влияние рок-музыки. Он полностью отказался от звучания, для которого характерны джазовые шаблоны. Дэйвис разработал абсолютно новый тип аранжировки, когда довольно долгие композиции сочетались, «цементировались» короткими риффами.

В 70-е годы Майлс Дейвис воплотил в жизнь свою давнюю мечту - новый тип джазового шоу, который стал безумно популярным среди ценителей авангардного джаза. После этого музыкант стал желанным гостем многих европейских и американских джаз-, а также рок-фестивалей. Но здоровье Дейвиса неумолимо ухудшалось, а смерть друзей, болезнь (воспаление легких), серьезная автокатастрофа, опять же наркотики и неприятности с законом стали причиной апатии и затяжной депрессии. После 1975 года Майлс Дэйвис не появлялся на сцене 6 лет.

Спустя годы, о его возвращении на сцену возвестила запись The Man With A Horn, созданная в 1981 году.

Его новый стиль игры - фанк-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu, вышедшим в 1986. Он был назван «звуковой дорожкой десятилетия».

Майлс Дейвис продолжал давать гастроли и радовать неподражаемым исполнением своих авангардных джазовых композиций вплоть до своей кончины (1991 год). Поклонники этого жанра знают, насколько великолепны по звучанию такие темы Дейвиса, как Seven Steps To Heaven, All Blues, Bitches brew, So What, Solar, Tune Up и Milestones.

К достижениям Майлса Дэйвиса можно отнести создание уникального стиля игры на трубе, что далее оказало огромное влияние на творчество музыкантов, играющих в стиле кул и бибоп. Он также стоял у истоков таких интересных направлений в джазе, как джаз-рок и фьюжн. Дэйвис был не подражаем!

Пульс есть!

Авангардный джаз в наши дни существует в самых разнообразных и порой причудливых формах. Он является серьезным концептуальным искусством. Эклектическое смешение стилей, эстетик и саунда – все это присутствует в современной авангардной джазовой музыке. Наслаждаясь композициями этого жанра, мы ощущаем спонтанный переход из красоты традиционного джазового саунда к эксцентрической привлекательности авангарда. Авангардный джаз естественен, как часть нашей действительности, которая каждый день пульсирует в наших венах, в нас самих.